Центр поддержки семьи, материнства и детства

Программа «БОБРУЙСК БЕЗ СИРОТ»

Программа развития и поддержки семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

 

Проблемы, на решение которых направленная программа

Сиротство как социально-психологическое явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена defaultвойны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Однако, только в начале двадцатого столетия сиротство стало приобретать угрожающе масштабы.

Распространение сиротства в нашей стране в ХХ веке обусловленно комплексом особых условий и процессов, которые связаны с тремя разрушительными войнами (Первая мировая война, гражданская война, Вторая мировая война). Это обусловило необходимость создания государственной интернатной системы опеки над детьми.

В советских времена роль патронажа и патроната была сведена к минимуму. Приоритетными стали коллективные формы воспитания детей, которые в нашей стране существуют и по сей день. Но, при переходе во взрослую жизнь, воспитанники интернатов имеют ряд проблем:

  • отсутствие опыта построения семейных отношений, решения бытовых проблем;
  • неумение решать конфликтные ситуации как дома, так и с ближайшим окружением;
  • невозможность самостоятельно принимать решение;
  • неумение определять проблемы и пути их решения;
  • отсутствие советчика;
  • потребительское отношение к обществу;
  • недостаток опыта планирования затрат;
  • низкий уровень социализации;
  • отсутствие возможности выбора учебного заведения согласно способностям и желаниям;
  • неготовность возвращения на закрепленную жилую площадь, где проживают родители, которых лишили родительских прав по отношению к данному ребенку;
  • невозможность возвращения на собственную жилую площадь;
  • проблема с трудоустройством;
  • отсутствие опыта решения проблем при воспитании детей, и др.

Можно предположить, что основными причинами, которые предопределяют возникновение этих проблем есть то, что в интернатном учреждении обеспечиваются лишь базовые потребности ребенка, такие как пища, одежда, спальное место. Но в интернатном учреждении ребенка не учат решать указанные выше проблемы, и здесь он, бесспорно, не получает самого необходимого — родительской любви, заботы, не чувствует защищенности, поддержки, поскольку это возможно лишь в семье. Поэтому, когда ребенок вырастает и сталкивается с бытовыми, экономическими, семейными проблемами – он не может с ними справиться.

Доказано, что пребывание ребенка в интернатных учреждениях и на улице разрушает его психологическое и физиологическое развитие, и единственное средство, которое гарантирует полноценное и гармоничное формирование ребенка – это любовь и опека постоянной семьи.

Усилия, которые на протяжении последних лет прилагались государством для решения проблем защиты прав детей, дали определенные результаты. Несмотря на то, что количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, остается значительной, существенно увеличилось количество детей, усыновленных украинскими гражданами, взятых под опеку/попечительство, в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Наилучшая среда для роста и воспитания ребенка это — семья, а семья, которая приняла в свое лоно ребенка-сироту, который имеет определенный отрицательный багаж, нуждается в особом внимании, поддержке и помощи. Поэтому ДОБО “Сияние радуги” создала программу, которая направлена на поиск семей для детей, которые нуждаются в этом и на поддержку семей, которые приняли такого ребенка.

Срок действия программы – бессрочно.

 

Цель  программы

 

Основной целью программы является поиск приемных родителей для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки и всесторонняя поддержка семей, которые взяли на воспитание таких детей.

 

Пути  и способы  решения проблем

 

Для достижения цели выделяются следующие основные направления, по которым предоставляется помощь участникам программы:

 

  • содействие в устройстве детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки в семейные формы воспитания (усыновление, опека/попечительство, приемные семьи, детские дома семейного типа);
  • материальная, психологическая, юридическая поддержка семей, которые приняли в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • обучение, консультирование приемных родителей и родителей-воспитателей для повышения эффективности функционирования приемных семей и детских домов семейного типа;
  • содействие улучшению сотрудничества приемных родителей с представителями государственных структур (органов исполнительной власти и местного самоуправления);
  • содействие развитию культуры детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства
  • обогащение духовного мира детей посредством их привлечения к путешествиям, экскурсиям, походам, и т.п.
  • поддержка талантливых детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
  • взаимодействие с интернатными учреждениями для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

 

Для достижения цели программы разрабатываются проекты, задачам которых будет решение конкретных вопросов.

 

Действующие  проекты:

 

Наши дети
Каждому ребенку семью

 

Финансовое обеспечение выполнения программы

 

Финансирование программы осуществляется за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц и целевых грантов. Вы всегда можете поучавствовать в программе проявив свою благотворительность — то ли на помощь детям-сиротам, то ли на помощь детским домам семейного типа.

 

Ожидаемые результаты выполнения программы

 

  • создание благоприятных условий для увеличения количества детей, которые воспитываются в семейной среде;
  • уменьшение количества детей, которые воспитываются в интернатных учреждениях;
  • улучшение жилищно-бытовых условий семей, которые приняли в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • усиление воспитательного потенциала родителей, повышение уровня их компетентности, который будет оказывать содействие установлению положительных взаимоотношений родителей с детьми, полноценному развитию детей и самореализации родителей;
  • улучшение социально-психологического климата в семьях.