Центр поддержки семьи, материнства и детства

Фестиваль «Счастье в детях» — 2014 год

16-18 мая 2014 года, по благословению епископа Бобруйского и Быховского Серафима, в городе Бобруйске состоялся III Международный фестиваль в поддержку семьи, материнства и детства «Счастье в детях».

Учредителем фестиваля выступило социально-просветительское учреждение «Центр поддержки семьи, материнства и детства “Покрова” города Бобруйска» (руководитель Андрей Зубенко).

Среди целей фестиваля — создание положительного образа полной многодетной семьи; ориентация молодых семей на верность, доброе и терпимое отношение друг к другу, воспитание детей в любви и согласии; организация обмена семейным и профессиональным опытом; поощрение социальной и культурной политики, направленной на увеличение рождаемости, укрепление традиционной семьи, сотрудничество государственных, общественных и религиозных организаций в работе по улучшению демографической ситуации в Беларуси и России.

Участниками фестиваля стали представители органов местного самоуправления, Православной Церкви, организаций, реализующих программы демографической безопасности, учреждений высшего и среднего профессионального образования, учреждений культуры, общественных организаций, студенты ВУЗов и ССУЗов, приемные и многодетные (имеющие 3-х и более детей) семьи.

Фестиваль торжественно открыли епископ Бобруйский и Быховский Серафим и председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства (Москва) протоиерей Димитрий Смирнов. На открытии фестиваля присутствовали благочинные белорусских и российских церковных округов. С приветственным словом к участникам обратился заместитель председателя Бобруйского горисполкома Александр Маркачев.

Председатель правления международного благотворительного фонда «Семья — Единение — Отечество» Владимир Грозов вручил орден «За веру и верность» I степени протоиерею Димитрию Смирнову, медали «За заслуги» и грамоты «За заслуги в духовном возрождении» настоятелю бобруйского Георгиевского храма протоиерею Геннадию Вейго и организатору фестиваля Андрею Владимирович Зубенко. Были также награждены победители и участники конкурсов на лучшую по показателям рождаемости женскую консультацию.

Основным мероприятием фестиваля стал государственно-церковный форум «Семья как ответственность государства и Церкви». Была проведена презентация опыта просемейной работы государственных структур, епархиальных отделов, общественных организаций. Прошли также видеолекторий для студентов, темой которого стало сохранение репродуктивного здоровья, и семинары по работе с семьями, оказавшимися в кризисной ситуации, предназначенные для государственных работников и сотрудников епархиальных социальных отделов.

Ярким событием второго дня фестиваля стал конкурс на лучшую многодетную и приемную семью среди 12 семей-участниц фестиваля из России, Украины, Беларуси. Семьи показывали самопрезентации, рассказывали о себе.

Гран-при фестиваля получила семья Лазуко (Толочин, Витебская область), в которой воспитываются шестеро детей.

В номинации «Социальное служение» победила семья Велимановых (Ярцево, Смоленская область, Россия), в которой воспитываются 8 приемных детей.

Победители в номинациях распределились следующим образом:

«Семейное творчество» — семья Цыро (Верхнедвинск, Витебская область);

«Самая артистичная семья» — семья Беляковых (Брянск);

«Самая лирическая» — семья Булгак (Бобруйск);

«Самая музыкальная» — семья Крупецких (Бобруйск);

«Самая спортивная» — семья Евстафиевых (Бобруйск);

«Самая позитивная» — семья Ковальчук (Брест);

«Дружная и динамичная» — семья Рудаковых (Гомель);

«Открытое сердце» — семья Барбажиновых (Слоним, Гродненская область).

Финальным событием фестиваля стала праздничная концертная программа для участников и гостей с церемонией награждения.

По итогам фестиваля «Счастье в детях» была принята резолюция.

Резолюция III Международного фестиваля поддержки семьи, материнства и детства «Счастье в детях»

Резолюция III Международного фестиваля поддержки семьи, материнства и детства «Счастье в детях» и государственно-церковного форума «Семья как ответственность государства и Церкви» 16-18 мая 2014 года, Бобруйск.

Мы, участники III Международного фестиваля поддержки семьи «Счастье в детях», подчеркиваем огромную важность решения демографических проблем для выживания, безопасности, развития и процветания нашего Отечества. В последние годы Беларусь переживает демографический кризис, выражающийся в непрерывном сокращении численности населения, белорусов рождается меньше, чем умирает. Сохраняется высокий уровень искусственных прерываний беременности. В Республике Беларусь в 2012 году было совершено 28,6 тысяч абортов всех видов, то есть 24,9 аборта на 100 родов. В январе-марте 2014 г. на 1 000 браков приходилось 587 разводов. Резкое сокращение численности населения для Беларуси означает для нее опасность разрушения территориальной инфраструктуры и дефицита людских ресурсов, необходимых для удержания геополитического пространства.

Главной причиной демографической проблемы в современной Беларуси является системный кризис семейных ценностей, в свою очередь связанный с духовно-нравственным опустошением людей. Это приводит к утрате и искажению понимания смысла жизни и, как результат, к нежеланию оставить после себя потомство, разрушению семьи, отказу от попечения над престарелыми и детьми, самоубийствам, разврату, курению, алкоголизму и наркомании. Проблемы демографии касаются каждого из нас, в их преодолении требуются участие каждого члена нашего общества. Сегодня мы стоим перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству в ближайшем будущем.

Участники фестиваля обращаются с призывом ко всем жителям Беларуси, ко всем соотечественникам – подняться на защиту своей страны, на защиту каждой зачатой жизни.

Участники фестиваля высоко оценивают усилия государства по преодолению демографического кризиса и кризиса семьи. Поддержка семьи в Беларуси уникальна в современной мировой практике. Мы поддерживаем усилия руководства страны по улучшению материального достатка семей, имеющих статус многодетных. Семейная политика государства является одним из важных рычагов, с помощью которого можно повлиять на демографическую ситуацию. Пришло время признать, что семья является главной ценностью для государства. Мы должны направить совместные усилия на воспитание и сохранение целомудрия у молодежи, желания создавать семью и видеть в детях личное счастье и благополучие.

Приоритетными областями сотрудничества Церкви, общества и государства являются воспитание личности на традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностях: укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям сиротам, пожилым и обездоленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, беспризорностью, культом насилия и разврата, другими социальными пороками.

Для решения существующих проблем участники фестиваля предлагают принять незамедлительные меры:

— Государству и Церкви объединить усилия по созданию кризисных центров для матерей и детей, которые позволили бы решить многие проблемы, связанные, в частности, с высоким уровнем домашнего насилия в нашей стране.

— Создать государственно-церковно-общественный Совет по демографии и семейной политике, в который войдут государственные, церковные и общественные деятели, олицетворяющие энергию и волю к решению проблем демографии.

— Церковь и общественные организации, работающие в сфере защиты семьи и традиционных семейных ценностей, принять участие в разработке государственной программы по демографической безопасности на 2016-2021 гг.

Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения Беларуси, является утрата благоговения перед священным даром Жизни. Необходимо конституционно признать, что жизнь человеческая начинается с момента зачатия, о чем свидетельствует современная наука и давно утверждает Церковь. Ребенок, растущий в утробе матери, обладает такими же правами на жизнь, как и его родители, эти права защищены международной Конвенцией о правах ребенка.

Огромную роль в демографическом благополучии общества играет благородное и ответственное служение врача. Мы призываем работников здравоохранения Беларуси хранить свой профессиональный авторитет защитников жизни и добиваться увеличения числа рождений за счет детей, спасенных от абортов.

Большая ответственность в формировании идеала крепкой и благополучной семьи ложится на СМИ. Нашему обществу предстоит разработка механизма общественной экспертизы информационных и рекламных потоков, который бы минимизировал, в том числе на законодательном и административном уровне, анти-семейную политику отдельных СМИ и рекламодателей. В то же время, средства массовой информации могут и должны сыграть большую роль в пропаганде здорового образа жизни, отцовства и материнства, семейного воспитания и семейного долгожительства.

Для белорусов, исторически воспитанных в духе нравственных ценностей христианства, понятия веры, любви к ближнему, гостеприимства стали чертами национального характера. Кроме собственных интересов, большую роль в их жизни играет интерес общественный, уважение к человеческой личности, приоритет духовных начал над материальными, уважение авторитета семьи, отцовства и материнства, заботе о детях и пожилых, немощных людях. Эти идеи должна доминировать в белорусских информационных каналах и средствах коммуникации. Только так можно создать прочную основу не только для выхода из демографического кризиса, но и для стабильного развития нашей страны как суверенного и процветающего государства.

Выступление протоиерея Дмитрия Смирнова, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, на церковно-государственном форуме «Семья как ответственность Церкви и государства» в Бобруйске

Ваше Преосвященство, всё высокое собрание! Я очень рад, что мне довелось побывать в вашем городе, каждое новое путешествие даёт возможность для общения. Хотя мы все принадлежим к одному народу, одной истории, но каждый город имеет своё какое-то особенное лицо, особую атмосферу. Это самое драгоценное. А тема Вашего фестиваля меня занимает уже давно, я ею занимаюсь с самого начала своей священнической деятельности и никогда её не оставлял. И, конечно, я очень рад, что Святейший Патриарх назначил меня быть председателем комиссии, которую раньше возглавлял он. Освободил меня от других послушаний, и теперь я могу целиком отдаться этой важнейшей теме.

Действительно, государство имеет всю полноту ответственности в этом направлении. Почему? Потому, что если семья окончательно рухнет, все силы ада, и я постараюсь это показать, направлены на разрушение семьи. Тогда не будет ни государства, ни церкви. Потому что и Церковь, и государство состоят из семьи. Как тело человека состоит из клеток, так и организм государства и церкви состоит из семьи. Это очень важно понимать и учесть, что Бог задумал человека, как единый род. Поэтому он не создал нас сразу, а создал Адама, а уже из него пошёл весь человеческий род. Поэтому мы все являемся братьями и сёстрами. Независимо даже от того, кто мы, германцы, славяне, африканцы. И современная наука математически абсолютно точно доказала, что вообще все люди происходят от одной женщины. Как её зовут – мы знаем. И это очень важно понять. Недаром апостол Павел говорил о том, что не нужно увлекаться всякими новыми философиями, потому, что они могут увести от истины. И очень многое, что рождается в человеческом обществе, в основном в Европе, в Америке, какие-то идеи, они, к сожалению, противоречат замыслу Божьему. А замысел Божий изначально, как звучит первая заповедь, это “плодитесь, размножайтесь и заполняйте Землю”. И если мы эту заповедь не будем выполнять, тогда Земля вернётся в своё первоначальное состояние. Она будет безвидна и пуста, как сказано в Библии.
И поэтому Церковь должна направлять и вдохновлять государственных мужей, которые принимают ответственные решения, направленные на сеяние народа, его возрастание, процветание и плодоношение. Ещё 100 лет назад Россия была огромным государством. Благодаря своей вере, благодаря своей плотности семейной, она была самым большим государством в мире. Это была шестая часть суши. Мы все вместе, от Запада до Востока, в этом потрудились. Народ огромный, состоящий из около двухсот различных народов, которые до сих пор сохранили все свои языки и память о своей истории. Но, утратив на некоторое время веру своих отцов, государство стало разрушаться, разваливаться на отдельные кусочки. И, к сожалению, в наших трудных условиях выжить становится всё труднее. Семья – это некоторое устойчивое существование. Потому что если семья большая, и отношения между людьми родственные, то в случае несчастья, катаклизмов всегда брат поддерживает брата, тётка племянника, молодой старого. То есть, когда семья большая, она очень устойчивая и без всякой социальной помощи от государства. Сейчас мы не мыслим такой жизни: без помощи государства одна семья вряд ли может выжить. А раньше все функции социальной помощи выполняла сама семья. И в случае неурожая, и в случае пожара, и в случае войны, и так далее. То есть, всегда семья давала силы и Церкви, и государству и вот этой совершенно дивной, потрясающей колонизации, которую осуществил наш народ, на лошадях освоив колоссальные территории, битком набитые всяким богатством. А когда наше огромное государство распалось, у отдельных народов с ложными, совершенно неправильными ценностями люди остались без всего, и вынуждены жить подаянием, вынуждены уезжать в какие-то страны, с чужими языками, не зная, как жить дальше. Потому, что вся земля – в ней есть всё. А если взять какую-то часть, то чернозёма нет, то ещё чего-то, а когда все вместе – это, понятное дело, лучше.
Какая семья жизнеспособнее? Там, где папа, мама, дети, дедушка, бабушка, тёти и дяди, или когда папа с мамой развелись, одни дети на улице, другие уже в тюрьме, и так далее и так далее. Поэтому только вместе! И вот в этом единстве заинтересовано, понятное дело, и государство. Президент говорил об этих скрепах.

Что должно скреплять государство? Как раз то, что обычно именуется экспертами духовными ценностями. Они общие и у тех, кто живёт в Беларуси, и у тех, кто живёт на Украине, и у тех, кто в Сибири, и на Дальнем Востоке, всё одно. Одна история, один менталитет, одни и те же корни, одна и та же купель крещения, одна и та же Церковь. Сейчас нас объединяет только Церковь. Это то, что устояло во всех исторических катаклизмах. И это тоже наше счастье.

Теперь перейдём непосредственно к семье. Потому что очень большая проблема теперешнего русского, белорусского, малороссийского, червонорусского человека в том, что люди даже с трудом могут определить, что такое семья и многие называют семью институтом, хотя семья — это совсем не институт. Люди испокон веков создают для удобства своего существования различные институты, такие, как армия, или прокуратура, или суд, или школа, разные-разные институции создают для удобства. Одна семья не может обучить ребёнка всему: химии, физике, математике, родному языку и так далее, иностранному тем более. И вот, создают институт школы, где специально обученные люди восполняют то, что не может дать самому ребёнку семья, а что очень нужно для жизни. Возникают различные институты, они меняются, преображаются, трансформируются, упраздняются. Вот у нас в Москве, и вообще в России, была налоговая полиция. Просуществовала там какое-то количество лет, потом упразднили. То есть этот институт оказался им не нужен и вреден и пользы не приносил. Создали институт, потом он исчез. Семья – это не создание рук человеческих. Это результат мысли Божьей о человеке. Это Бог создал Адама. Глядя на него, решил, что нехорошо быть человеку одному, нужно создавать ему помощницу. И он взял часть Адама, и из этой части сделал помощницу ему, Еву. И увидел, что это есть добро. И им дал заповеди, и дал те механизмы, чтобы плодиться и размножаться. Бог — создатель семьи человека. Поэтому каждый человек, который разрушает свою семью, идёт против Бога. Некоторые не понимают: почему не развестись, какой тут грех? Ну, мол, ошибка произошла. Это есть бунт против Бога. К браку раньше, сто лет назад, и дальше, вглубь веков, всегда относились очень ответственно. Настолько ответственно, что никогда не давали молодёжи самим решать эту проблему. Браком своих детей занимались родители, дедушки и бабушки. Как человек в 16 лет, — а тогда очень рано женились, в 15 даже, — как он может нести какую-то ответственность за всю свою жизнь в такие годы? Это только люди, умудрённые опытом, могли решать, кто подходит, кто не подходит, хорошая семья, похуже, или совсем дрянь? Какие-то такие временные вещи совсем не рассматривались. И совсем было недопустимо, чтобы брак превращался в такой механизм, как у животных: сошлись-разошлись. Это только бывает у зверей. Если человек идёт по пути животного мира, он превращается в обычное млекопитающее. Кошка, собачка, или носорог заботятся о детях только на этапе младенчества. А потом, когда носорожик маленький вырастает, он сам себе пищу добывает, а мать перестаёт его узнавать. А когда он ещё подрастёт, она может с ним вообще вступить в брачные отношения…

Одно из фундаментальных отличий человека от всех остальных млекопитающих в том, что у него есть брак. И брак – это есть общение не только двух тел, но и двух душ. Поэтому очень важно, чтобы супруги были соединены духовно, душевно, и только на третьем месте – телесно. Вот что объединяет. Если мы хотим, чтобы брак был вечен, его хватило в течение всей жизни, тогда нужно его устраивать на вечных ценностях, а не на временных. Но, к сожалению, этому в школе теперь не учат. А в этом есть большая необходимость. В истории – я пятый раз это повторяю – брак был прочен. В Российской Империи нашей развод был чрезвычайно редкой вещью. Он касался людей только из высшего света, ведь рыба начинает гнить именно с головы. Но и там разрешение на развод было в ведении высшей государственной власти. Только Император мог давать разрешение на развод. Это всегда очень внимательно исследовалось. К несению ответственности за брак относились очень серьёзно, и нужно было человеку нести этот крест. Современный человек, якобы под влиянием этих свободных ветров, стал очень легко к этому относиться. В результате, не знаю, как в Беларуси, но у нас в России десятки миллионов женщин сейчас не имеют мужей. Да, они свободны. Они могут заниматься боксом, волейболом, поднимать штангу, играть в хоккей, руководить предприятиями, летать в космос, работать таксистами, забивать костыли в шпалы железных дорог… Могут всё, что и мужчины. Но счастливы ли они при своей зарплате, при своих мужских уже физических данных, при своих медалях? Нет, конечно.
Вот здесь я хотел бы поправить название фестиваля. На самом деле, счастье не только в детях. И некоторые мамы и папы знают, что дети могут быть и проклятьем. Счастье лежит несколько раньше. Счастья возможно человеку достичь только внутри семьи, правильно организованной на духовных принципах. И главный духовный принцип есть любовь, причём христианская. Бывают отдельные детали, какие-то вещи в жизни могут мешать. Современный человек, к сожалению и мы так детей воспитываем, друг у дружки подглядывая, как каждый живёт, воспитывается с помощью зависти. Вот увидел что-то у другого, и я, мол, так хочу. Хотя трудно судить со стороны о том, как устроена чужая семья. И вот, очень многие люди думают, что главное – это получить образование, главное – чтобы поместить его на какую-то хорошую перспективную работу… Это всё совершенно неправильно. Каких бы высот человек не достиг на своей социальной лестнице, если у него нет счастливой семьи, он всё равно несчастный человек. Потому что полностью реализоваться в жизни человек может только в семье.

У меня был такой случай, я его всем рассказываю и вам расскажу. Он меня просто поразил. Однажды одна депутат Государственной думы пригласила меня, когда приезжали парламентарии-женщины из всех стран СНГ, выступить перед ними. Передо мной выступал всеми любимый Владимир Вольфович Жириновский. Он всегда выступает не хуже Задорнова, все были очень довольны, смеялись, а потом выпустили на сцену меня. И я обратился к этим женщинам, которые все были прекрасно одеты, все замечательно причёсаны, у всех был прекрасный макияж, маникюр. Такие ухоженные, такие сытые, такие богатые, такие уверенные в себе, такие спокойные, такие счастливые, что приехали в Москву из разных стран друг с другом пообщаться. И я говорю: “Вот вам один вопрос. Представьте себе, что сегодня вечером к подъезду того отеля, в котором вы все живёте (отель дорогой), подъедет некий витязь на коне, и скажет: «Дорогая, выходи, брось свои полкило золота, которые ты на себе носишь с какими-то там сверкающими камушками, и поезжай со мной. Я буду тебя жалеть, любить, и хочу на тебе жениться”. И вы знаете, весь зал, чуть привстав, сказал: “да-а!”.

При всём внешнем благополучии психически здоровая женщина хочет замуж. Она хочет, чтобы у неё было счастье. Потому, что ни должность, ни одежда, ни драгоценности, ни положение в обществе не дают счастья. А что оно даёт? Да каторжный труд, вот, что оно даёт. Вот поэтому я тут изменил: счастье не в детях — счастье в нормальной семье. Так, как оно задумано Богом. И вот если бы нам бы с вами удалось, каждому взрослому человеку, как бы заново обращаясь к своим детям, учителя – к своим ученикам, священники — к своей пастве, вот эти простые, ясные, как Божий день, как сегодняшняя погода в Бобруйске, слова объяснить, что Богу угодно, чтобы человек бы счастлив. И вот для этого счастья совершенно не надо быть олимпийским чемпионом. Для этого счастья просто нужно выйти замуж за хорошего человека или жениться на прекрасной девушке из хорошей семьи. А этому нужно посвятить очень много времени. К этому должны подключиться все люди, которые в этом заинтересованы. И все люди страны должны понимать важность этого. Представьте себе, наше государство состоит из счастливых семей. Может быть, это не будет самое богатое государство, но оно будет счастливым. Это гораздо важнее. И вот за это счастье люди будут согласны и жизнь отдать, и трудиться вдвое больше, и очень много совершать, и творчески будут развиваться. Потому, что они не будут мрачные, унылые, злые, завистливые. Им будет там, в семье, хорошо. Мальчишкам не нужно будет уходить на улицу, в какие-то подвалы, курить, колоться какой-то гадостью, потому что дома – счастье. Кто же от счастья пойдёт в несчастье? Кто пойдёт в пьянство, наркоманию, кто пойдёт в тюрьму? Зачем понадобятся преступления? За счёт экономии на полиции, на силовых структурах, на тюрьмах уже бюджет поднимется. Вот в чём дело. Поэтому будущее и нашей страны, и вообще всех европейских стран, которые ещё не так давно были христианскими, зависит от того, насколько нам с вами, ныне живущим, удастся восстановить семью и отношение всего народа к этой семье. Потому, что вот даже представьте себе вот такую вещь. И это должно стать тоже главным уроком для наших деток. А в чём вообще смысл жизни? Для чего я живу?

Есть такое присловие “человек создан для счастья, как птица для полёта”. Но это действительно так. Но счастье же не бывает так: пришёл в магазин “Детский мир”, купил, что захотел, маме показал, она деньги потратила, и вот ты счастлив. Это до первой поломки той игрушки, которую тебе купили. И всё. Счастье это то, что созидается своими руками. Во-первых, главой семьи – мужем, во-вторых, во всём помогающей ему матери. Вот главная цель. Должны всё время трудиться за то, чтобы каждая часть этой семьи была бы счастлива. И самое старое поколение, и вновь народившиеся детки. И вот, если не вот эти новые понятия, которые внедрились большевиками, ведь мы первая страна в мире, где вообще аборты разрешили, и даже их насаждали. В 22-м году! В нашей любимой Америке аборты разрешили только через 50 лет, в 72-м году. За это время мы убили десятки миллионов людей. Мы все, особенно в период первой половины мая, обычно Гитлера вспоминаем и все ужасы, белорусам больше всех досталось в этом пекле. Но Гитлер — это ласковый, пушистый белый котёнок по сравнению с нами. По сравнению с нами, которые убили в несколько раз больше за эти девяносто лет советской власти и в последующий период, чем Гитлер, Наполеон, хан Батый вместе взятые. Вот, в чём дело. Прежде всего, нужно задуматься, что мы сами-то делаем?

Вместо нормальной семьи придумали гражданский брак. Да, есть такое понятие, это когда два человека, которые не принадлежат ни к Католической Церкви, ни к Православной, приходят в отдел, где заключают акты гражданского состояния, и заявляют: мы хотим быть мужем и женой. Им выдают свидетельство о браке. Вот это называется гражданский брак. А здесь где он гражданский? Больше пяти лет, как правило, эти, так называемые, гражданские браки, не живут. Потому что при первых трудностях мужчина сматывается. Вырастает вот такое безответственное существо, которое к женщине относится как к сосуду, который находится в санузле. И кто в этом виноват?

А представьте себе вот такую простую вещь на одну секундочку, что мы бы в школе всех наших девочек и мальчиков научили бы заповеди Божьей, седьмой по номеру: “не прелюбодействуй”. Потому, что ты не животное, а человек. И что, у нас были бы тогда незамужние женщины? Да ни одной! К каждой женщине выстроилась бы очередь, мужчины бы сражались за то, чтобы женщина на него поглядела. А сейчас – 12 женщин и выбирай любую. Эта котлеты плохо готовит, и другая, и третья, и так до семидесяти лет. И хоть ты и народный артист, а стыда-то нет. Ему уже 80, ей – 25. И ещё все похваливают, мол, какой молодец. Надо же, 78 – ещё и дитя родил, ах, какой петушок. А что хорошего-то? Что хорошего, если за жизнь три-четыре семьи, прошлые дети там, и вообще незнамо что творится? Это сплошное уродство и несчастье.

Мы сами сеем несчастье таким отношением. А если бы все женщины упёрлись: я тебе понравилась, ты меня любишь, ты не можешь без меня — отлично, пойдём в ЗАГС, а если верующие люди – давай ещё и повенчаемся. Потом: ты бросил – замечательно, идёшь к другой, а она спрашивает, мол, что у тебя в паспорте написано? – Развод. Да на кой ты мне нужен? Иди туда, откуда пришёл. И всё. Нужно всё объяснить девочкам. Девочки, хотите быть счастливы? – не укладывайтесь вы в койку по первому мановению указательного пальца того, кто на вас обратил внимание. Представьте себе ценность вашего счастья! Сейчас, пока тебе ещё 18 лет, ты можешь всю жизнь себе изломать навсегда. Потому, что если у тебя уже ребёночек, то тебе замуж выйти труднее. Хотя, я знаю два случая. Одна вышла замуж с семью детьми, другая с шестью. Так что, слава Богу, бывают такие исключения и в наше время. Но обычно, к сожалению, это бывает редко. Вот этому мы должны учить. И понятно, что если здравый смысл не возобладает в нашем народе, то, к сожалению, потихонечку, как это ни прискорбно, все наши усилия нашей теперешней жизни сойдут на нет. И мы исчезнем и как народ, и как государство, и как всё. Мы распадёмся. Мы сами себя съедим. Сами себя убьём. Потому, что когда человек несчастлив, он не жизнеспособен. Поэтому, вернувшись к семье, вернувшись к целомудренной жизни, к заповедям Божьим, вернувшись к нормальному воспитанию детей, которое зависит не только от того, чем занимается мама. Если у мамы один ребёнок, она идёт на работу, а если пять?

У нас в России сейчас избрали такую форму: можно сделать семейный детский сад, за своих же детей деньги получать и стаж идёт. Хорошая форма? Хорошая. Видите, государство помогает. Допустим, есть молодая особа, у неё нет детей. Не надо работать только на себя. Оглянись вокруг, нет ли тут где-то многодетной или одинокой матери. Помоги ей. Мы должны жить не только для себя, ради своего эгоизма, но стараться помочь и каждой многодетной матери, и каждой одинокой, которая по глупости осталась одна, соединившись на какое-то время в этом соитии с каким-то проходимцем. Потому, что вот у неё возраст приспел, вот ей срочно нужно замуж. Такого не должно быть. Разум должен преобладать, тогда построим собственное счастье. Тогда обустроим и государство. Тогда на любой земле мы сумеем построить достойную жизнь. Сибиряки на целине строили, исландцы на льду, за полярным кругом, и ничего, стараются. Но мы, мы – самый сильный народ на земле. Мы самые талантливые, мы построили самую великую цивилизацию. Мы превосходим всех по количеству писателей, полководцев, архитекторов, учёных, инженеров, чего хочешь. У нас есть всё. И вот с такими-то данными пропасть из истории – это надо очень постараться. Нужно вернуться к словам Библии, вернуться к нормальной многодетной семье, как у нас всегда было. Менделеев был девятнадцатым ребёнком в семье. А вот мама сказала бы: ну всё, хватит, 18 – больше не могу, и сделала бы аборт. И не было бы Менделеева, и что в этом хорошего? А был замечательный учёный, который сказал, что в конце XX века в России, с той тенденцией, которая была в его время, будет проживать 600 миллионов человек. Где они? Они умерли не родившись. Что бы нам сейчас Китай, или, там, Америка, или какая-нибудь Европа с Люксембургом? Представляете, если бы нас было 600 миллионов человек, из них 300 миллионов здоровых мужиков! Мы были бы молодой страной, а сейчас мы страна старая, нам будут сейчас уже пенсию продлевать, чтобы была с 65 и так далее. У нас в России средний возраст жителя – сорок лет. Александр Ярославович Невский в 39 лет уже умер. А тут 40 лет средний возраст. Страна стариков. Кто их собирается кормить, вот, что интересно? Почему? Нет детей. А детей должно быть много. Столько, сколько позволяет здоровье каждому человеку. И вот, счастье только в семье. Это счастье очень трудное, не надо думать, что это курорт – многодетность. Нет. Это без выходных и проходных. Счастье достигается, когда детки подрастут, и когда ты видишь, какие у тебя парни, какие у тебя девчонки, когда появляются внуки, и внуков не один-два, с которыми носишься, как с писаной торбой, а внуков тридцать, сорок, а потом пошли правнуки, и вот это – семья. С ней ничего не сделаешь. Что бы ни случилось, все собираются вместе, решают любой вопрос, вот, в чём дело. И если мы к этому не сумеем вернуться – мы пропали, не дай Бог! Спасибо вам за ваше внимание.

Встреча протоиерея Дмитрия Смирнова с прихожанами, педагогами и волонтёрами

В рамках Международного фестиваля «Счастье в детях» состоялась встреча протоиерея Дмитрия Смирнова с прихожанами, педагогами и волонтёрами, осуществляющими доабортное консультирование в женских консультациях.

В Бобруйске подвели итоги конкурса на лучшую многодетную семью

Ярким и запоминающимся событием фестиваля «Счастье в детях» стал конкурс среди многодетных и приемных семей, в котором своё творчество представили 12 семей-участниц из России, Украины и Беларуси.

Гран-при фестиваля получила семья Лазуко из белорусского города Толочина, в которой воспитываются шестеро детей.

В номинации «Социальное служение» победила семья Велимановых из г. Ярцево Смоленской епархии (Россия), в которой воспитываются 8 приемных детей. Все ребята очень талантливы, и каждый сумел убедить в этом строгое жюри.

Удивили семьи-участницы и своим креативным походом к заданиям конкурса. Так, в номинации «Семейное творчество» победила семья Цыро из города Верхнедвинска Витебской епархии, звание «Самая артистичная семья» получила семья Беляковых из города Брянска, звание «Самая лирическая семья» — семья Буглак из г. Бобруйска, а «Самая музыкальная» – семья Крупецких ( г. Бобруйск).

Дружат номинанты и со спортом. В номинации «Самая спортивная» победила семья Евстафиевых из Бобруйска, «Самая позитивная» — семья Ковальчук из Бреста, где воспитываются шестеро детей. Звание «Дружная и динамичная» получила семья Рудаковых из г. Гомеля. И, наконец, в номинации «Открытое сердце» победила семья Барбажиновых из г. Слонима.

Завершающим событием праздника стала праздничная концертная программа для участников и гостей фестиваля «В поддержку семьи, материнства и детства» и подведение итогов Фестиваля, где состоялось награждение и вручение дипломов участникам Фестиваля.