Центр поддержки семьи, материнства и детства

Главным в жизни является любовь

Апостол говорит: «Ничем не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа», – и затем произносит огромной силы и важности слова: – «Крестом, которым мир распят» (см.: Гал. 6: 14).

Что означают эти слова апостола? Они означают только одно – что крест налагается на весь мир как некое мерило Божественной правды и Божественной истины… Более всего люди в жизни нуждаются в мериле, в критерии, который они могли бы налагать на всё то, что их окружает, на мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных людей…

Современная философия и распространенный взгляд на жизнь, исходящий из этой опасной философии, утверждает, что сам человек являет для самого себя истину: сколько голов, сколько умов, столько и истин. То, что для меня благо, это и есть благо, и мне безразлично, является ли это благом для других.

Вот апостол Павел, как будто предвидя эти страшные соблазны нашего века, говорит эти пронзительные слова о Кресте, которым мир распят, о Кресте, на котором явилась бездонная, безграничная всеобъемлющая абсолютная Божественная правда…

А что же это за истина, что же это за абсолютная правда? Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное – всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва – синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь…

Если что и скрепляет общество, то чувство солидарности, а солидарность всегда предполагает способность одного послужить другому, способность одного дать что-то другому, а в экстренных обстоятельствах – жизнь свою отдать за ближних своих (см.: Ин. 15: 13)…

Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос. Нет иного закона человеческих отношений, кроме закона любви, который предполагает отдачу самого себя другому человеку и в ответ – получение великого дара любви от того, кому ты себя отдаешь…

Из слова после Литургии
в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска
22 сентября 2013 г.